Соблазненный Эдип

Соблазненный Эдип Воцарившись в Фивах, Эдип женился на вдове Лая – Иокасте и имел от нее двух дочерей, Антигону и Исмену, и двух сыновей, Этеокла и Полиника. Так исполнилось веление рока: Эдип стал мужем родной матери, и от нее родились его дети. Известное определение – «Эдипов комплекс» - пришло в психологию с легкой руки психоаналитиков. Однако взбудоражило эдакое явление широкие массы – поэты, художники, музыканты отреагировали живо в свое время. Еще бы – открылись оказывается закрытые доселе двери тайных сексуальных помыслов и влечений. Нынче интерес к понятию эдипова комплекса поугас, но в практике психотерапии и в психологии развития используется как опорное, действительное явление. Эдип был сыном Лая, царя Фив. В юности Лай совершил злое дело – похитил у царя Пелопса его сына Хрисиппа. Разгневанный Пелопс проклял Лая, пожелав гибели его сыну. Долго у Лая не было детей. И когда он отправился в Дельфы к жрицам Аполлона вопросить о своей бездетности, жрицы предупредили Лая о Проклятии Пелопса и пророчили ему гибель от рук собственного сына. Лай пришел в ужас и решил убить родившегося вскоре сына. Однако мальчика спас раб. И Эдип выжил, став преемником царя Полиба. Повзрослев, Эдип узнал тайну своего рождения и дельфийский оракул предсказал Эдипу: «Ты убьешь своего отца и женишься на собственной матери». Чтобы избежать своей судьбы, Эдип бежал неведомо куда, и волей случая в ситуации неведения убил своего отца, встретившись с ним на дороге, а также, избавив город Фивы от кровожадного Сфинкса, в награду стал царем Фив и женился на своей матери. По истечению времени прорицатель Тиресий открыл Эдипу его истинное положение. И когда открылась страшная правда – Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип выколол себе глаза пряжками с ее одежды. По легенде Эдип «отдувался» за грехи отца и сам был жертвой ситуации. В картине психоаналитического масштаба маленькие эдипчики вроде самостоятельно действуют, однако также находятся как под проклятием, под воздействием комплекса. Комплекс этот пробуждается из глубин бессознательного в виде импульсов и влечений. Однако – не каждый эдипчик становится Эдипом, убивая отца, женится на матери. Как стадия развития – сексуального развития ребенка – эдипов комплекс в принципе подходит для описания переживаний ребенка, т.к. материнская фигура (для девочек, наоборот, отцовская) вполне привлекательна, возбуждающа, желанна. А вот застревание на фазе эдипова комплекса, выражающееся в спутанности влечений и нарушении половой идентичности, в снижении сексуальных импульсов и сексуальной подавленности, в трудностях сексуального контакта со сверстниками и т.д. наверняка не обходится без участия в этом процессе взрослого – материнской или отцовской фигуры. Так идея о том, что Эдип был соблазнен своей матерью, т.е. она его соблазнила, не разворачивается ни в мифах древней Греции, ни в психоаналитических посланиях. Но природа сексуального влечения такова, что для ее целенаправленного выражения требуются некоторые сигналы или возбудители от другого. Сигналы эти могут быть своеобразными и весьма неосознанными. Однако природа реагирования, в том числе сексуального – требует взаимообмена. Иногда отвержение, отвращение, злость и раздражение другого человека являются более возбуждающими сексуальную реакцию, чем ласка, нежность, игривость. Однозначно – трудно испытывать сексуальное влечение и еще умудриться сексуально реагировать на совершенно безучастный образ, когда вам транслируется нейтральная позиция и безразличие. В «Формуле любви» статуя проиграла живой женщине. Таким образом, идея о чрезмерной сексуальной активности Эдипа ввиду полной пассивности его матери Иокасты сомнительна. И если вернуться ко всем маленьким Эдипчикам в возрасте от 4 до 6 лет(женский вариант Эдипова комплекса – это комплекс Электры) – то стоит задуматься и об участии взрослых в сексуальном развитии детей, а именно мам и пап – как первых сексуальных образов. Эдипов комплекс (от лат. Complexus – связь, сочетание) – это возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола. Эдипов комплекс может вызывать бессознательное чувство вины. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителем того же самого пола, и ведет к нормальной сексуальности. Важно отличать переживания человека от способа их описания. Так сексуальные переживания ребенка, связанные с генитальными ощущениями и с контактом с родителем как самым безопасным свидетелем таких новых и ярких чувств по сути не являются эдиповыми переживаниями в той интерпретации, которая приписывается ребенку взрослыми. Ребенок, естественно не хочет убивать отца и жениться на матери. Хочет он предъявить свои новые волнующие яркие ощущения родителю противоположного пола, т.е. природа этих ощущений биологическая и биологическая реакция естественно вытекает из гендерного напряжения. А также возникает смутное опасливое желание уберечь свое новое чувство от другого родителя, к которому оно не возникает. Хотя зачастую дочки делятся сексуальными переживаниями и ощущениями с мамами – льнут к ним, ластятся, а сыны – жмутся к отцам. И это также в этом эдипальном возрасте. А вот то, как детки обозначают свои сексуальные импульсы – зависит уже от культурного и социального контекста, принятого в семье или считанного со средств массовой информации, от окружения. Дети часто вербально сообщают – особенно мальчики мамам – «Я на тебе женюсь, когда вырасту». За этим сообщением стоит глубокое переживание ребенком близости и влечения к маме. Но вряд ли его следует рассматривать как реальное намерение. «Отца убивают» только в семьях, где отец – обижает и унижает маму или обесценивает самого ребенка, игнорируя комплекс уважения к ребенку, который является необходимым в контакте с ребенком уже с 2-х-3-х лет. Уважение дети такого возраста получают в признании их умений и стараний. А если папа считает эти усилия неценными и недостаточными – его, конечно, лучше ликвидировать, зачем нужен такой папа, который не хвалит и не притягивает на уровне какого-то неясного возбуждения. Для девочек – единение с папой и враждебность к маме также, помимо естественного проснувшегося влечения к противоположному полу, возникает в семьях, где мама несет какую-либо опасность дочери, то ли придирками, то ли равнодушием… Сам ребенок не переживает сексуальности в отношении к родителям, скорее в их присутствии он познает ее в себе. Он подсознательно реагирует на природу возбуждения похожим на сексуальное влечение образом – стремится к одному родителю и опасается другого. Т.к. сам себе в своей половой принадлежности он еще не уверен. Скорее ребенок переживает общее влечение, а родители награждают это возбуждение своими сигналами и дополнительными смыслами – это плохо, это хорошо, это поощрительно, это запретительно, это притягательно, это отвратительно… Сексуальная модальность основывается на биологическом возбуждении и биологических импульсах как у детей, так и у взрослых. Просто взрослые – знают этому название и умеют направить это возбуждение в определенное русло. Дети же с трудом определяют, что с ними происходит и что при этом делать. В виде фона – сексуальное возбуждение есть всегда, в любом собрании людей. Задача – распознавать его и обходиться с ним осознанно. Дети, не узнавая природы возбуждения – все равно на него реагируют. Дети реагируют на ласки и поцелуйчики, на обнаженные тела и определенное состояние родителей. Взрослые, имея в наличии сексуальную жизнь, или подавив ее, отодвинув в фон почти что постоянно сигнализируют детям о наличии/отсутствии сексуальной модальности. Это сильно нарушает границы детей и вызывает у них тревогу. Фрейд объяснял сексуальное становление человека как последовательные стадии развития сексуального возбуждения, соответственно по зонам – очагам возбуждения: Оральная стадия – возбуждение и удовлетворение связано с едой – материнское молоко и контактом рта с грудью матери. Анальная стадия – возбуждение и удовлетворение связаны с облегчением, происходящим через анальное отверстие. Генитальная стадия – возбуждение и удовлетворение связаны непосредственно с гениталиями, с ощущениями в генитальной области – с заметным возбуждением и разрядкой в виде мастурбации или сексуальных фантазий. К тревоге добавляется реакция тела на телесную близость родителя, на его ласки и удовольствие от близкого контакта. Но должна непременно происходить разрядка этого возбуждения у ребенка. И если не происходит разрядки – происходит остановка этого возбуждения. Тут вступают в действие социальные стереотипы: что должно – что не следует, что хорошо, что плохо. И не всегда можно найти социально приемлемый способ разрядки своего возбуждения, особенно детям. Чаще происходит остановка сексуального напряжения. Любые социальные стандарты о сексе ложатся уже на основу собственного возбуждения или остановленного напряжения. Семейные стандарты и послания часто приписывают разные чувства, сопровождающие процесс переживания возбуждения. Так можно чувствовать возбуждение, сексуальное возбуждение, и одновременно к этому ощущению будет примешиваться либо чувство интереса – «возбужден и это интересно», либо чувство ужаса – «я возбужден, это ужасно», либо отвращения, либо, и чаще всего, стыда, «стыдно быть возбужденным». Стыд также переживается как внутреннее, неразделенное ощущение. А вот то, что есть кто-то снаружи, кто возбуждает, на кого идет реакция – может вызвать одновременно и страх, и стыд… Безусловно у детей должно быть пространство для поддержки собственной половой идентичности. И пространство это – с себе подобными. С ними меньше возбуждения, напряжения и проще переживаются сексуальные импульсы. Когда-то это выражалось в раздельном воспитании мальчиков и девочек, в наличии лицеев и гимназий. Такой опыт является весьма полезным для развития собственной сексуальной природы и оформляет смыслы идентичности. Несколько типичных случаев 1. Взрослые часто нарушают детские сексуальные границы, показывая им свои обнаженные тела. Голые родители могут нанести более серьезную травму своему ребенку на сексуальном уровне, чем чужой дядя-онанист под кустом или трущийся в транспорте латентный педофил. 2. О сексе детям лучше разговаривать с чужими людьми, чем с родителями, т.е. сексуальное воспитание детей родителями с разъяснениями на тему контрацепции и подробностей сексуальных явлений – также является неявным способом соблазнения детей и отражается на их сексуальности. 3. Чрезмерная откровенность родителей в сексуальной жизни и сексуальных переживаниях перед детьми может быть причиной гомосексуальной направленности детей. Природа такого воздействия – в преждевременном раскрытии сексуальных явлений, когда ребенок еще не готов, психологически не созрел, но это уже известно и доступно. Поэтому на чувстве страха, связанного с собственной неготовностью вступать в сексуальную жизнь со взрослым размахом – дети, подростки, юноши и далее – легче соединяются в пару со своим, похожим, таким же, как я. Крайняя скрытность родителей в вопросе своих сексуальных переживаний может зарождать тот же страх, ввиду отсутствия какой-либо информации, и приводить к тем же гомосексуальным проявлениям. 4. Одинокие мамы часто соблазняют ребенка на чрезмерную эмоциональную близость – ограничивая сексуальное развитие как дочерей, так и сыновей. Мамы инфантильные, не умеющие соблазнять мужчин, с нарушенной собственной женской идентичностью, не знающие, как получить удовольствие от мужчины и поэтому использующие мужчин только как способ обеспечения своей безопасности, также склонны нарушать границы детей, соблазнять детей на чрезмерную и постоянную эмоциональную близость, служащую им подпиткой. Во всех описанных случаях дети получают опыт вероломного нарушения своих границ, они не научаются переживать свое собственное возбуждение, т.к. им приходится либо переставать его чувствовать, т.е. блокировать, либо разряжать не в сексуальных формах. Такие дети часто смешивают сексуальное влечение с чувствами и отношениями и не способны переживать эти контексты отдельно: «Если секс – значит любовь, если любит – должен быть секс». Во взрослом возрасте такие люди имеют склонность к слиянию. И с большой степенью вероятности такие люди подвержены сексуальному насилию. Важно знать, что сексуальное развитие ребенка происходит естественно, биологично и природно, поэтому не стоит вмешиваться в детскую сексуальную историю взрослыми, тяжелыми для детского восприятия суждениями и реакциями, а также описывать проявления детской сексуальности через опыт взрослых знаний. Любые проблемы эдипального характера связаны в большей степени с реакциями взрослых родителей. Так нарушения в области половой идентичности связаны с явным или неявным преждевременным вмешательством родителей – советами, подозрениями, запугиваниями – в сексуальный мир ребенка, а также с явным или неявным соблазнением ребенка через расспросы, участие, предъявление взрослого опыта, обсуждения сексуальных тем и т.д. Не пугайтесь сексуальности ребенка и не пугайте ребенка сексуальностью. От испуга сексуальность становится либо сморщенной и спрятанной, либо распущенной до беспредела… Осознавание своей сексуальной природы и своих сексуальных проявлений приносит свободу, удовольствие, уверенность и спокойствие. С уважением, Елена Баева.
Оценить статью -----
Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
НАУ обучает
* — Поля, обязательные для заполнения
Narodfarma
Совместимость знаков зодиака

cкоро в продаже

декабрь 2016г

Олег Владимирович ЕвтушенкоАстролог, ректор НАУ

Зеркало судьбы
Читать далее ...