Психология болезней
Не телом единым…
Ценность Здоровья и здорового тела не всегда была приоритетом. Но на сегодняшний день как-то особенно обидно болеть и умирать, когда социальная жизнь и материальный достаток позволяют не просто выживать, но и жить: кому лучше, кому хуже — но все же жить. «Здоровья Вам — все остальное купите» отражает современное состояние медицины, которая не может гарантировать излечения и отсутствие болезни. Люди болели и будут болеть. А вот отношение к болезни, к боли и телесным симптомам и правда у современного человека чересчур болезненное. Профилактика — от прививок и витаминок, различных бадов, минерального состава воды до ведения здорового образа жизни и очисток по различным системам — на сегодняшний день становится чуть ли не смыслом жизни многих людей. Обследования у врачей дополняются диагностиками целителей. Физические нагрузки и специальные физические техники все больше акцентируются на здоровых способах регуляции — через дыхание, ритм и правильный баланс. Все это само по себе может быть и нужным, и полезным. Однако такие громоздкие усилия, часто переходящие, кстати, в насилие над бренным телом для его же блага, явно настораживают некой фанатичной тревогой: «Я буду что-то делать, я буду все делать, лишь бы быть здоровым!» Но его некая сверхценность не может не вызвать удивления.
тело
Испытывать боль, болеть — дискомфортно, иногда даже ужасно невыносимо. Мы все хотим облегчения этой боли и хотим не болеть. Но посвящать свою жизнь полному избеганию телесных недугов и делать это сознательно стилем своей жизни — о многом может свидетельствовать про хозяина такой жизни. «Я живу, чтобы не болеть!» Даже абсурдно как-то… Или «Я живу, чтобы беречь и охранять свое здоровье!» Будто чего-то не хватает в таком стиле жизни. А чего-то — слишком много. По ощущениям, не хватает свободы, творчества, риска, устремленности к неизвестному, новизны и развития. А много — страха, контроля, долженствования и власти. Вот такими примерно блюдами питаются фанатики здоровья.
В психологии дело обстоит не лучше. Почему-то лозунг популярной бытовой психологии «Нужно себя любить» также был воспринят скорее кожей и желудком, чем духовно. Забота о теле либо об эмоциональном выражении своих ощущений жизни давно перевесили чашу весов. Мы холим и лелеем свое тело и свое переменчивое настроение по критерию комфорта-дискомфорта. И малейший дискомфорт воспринимаем враждебно понятию любви к себе. Нам вроде бы как-то нагляднее и понятнее становится любовь к себе через шоколадки и шопинг. На более продвинутом уровне — это массажики, путешествия и митинги в защиту своих прав и свобод перед обалдевшими лицами родных и близких. Ну а если эти манипуляции не помогают в деле любви к себе, то высшим пилотажем является хождение к психологам, в группы и на личную терапию, посещение невероятного количества прекрасных тренингов и чтение популярно-эзотерических книг по приблизительной психологии (псевдопсихологии) — и тогда спасение в кармане. Да, для многих людей такое внимание к себе и такая забота о себе — уже переворот в сознании! Но если не лукавить, а честно себе признаться, то такие дела во благо себя — это всего лишь начало пути. Да и какого Пути! Уж точно не пути избегания болезней тела. Духовные люди тоже болеют. И их болезни — это не результат из неправильного и неосознанного способа жизни.
«Так как же избежать болезней?» — спросите вы.
«Неужели жить в гармонии не является гарантией здоровья?!» — скажете вы.
Да, гармоничное существование, возможно, и позволяет не болеть. Но дело в том, что гармония эта должна быть как внутри, так и снаружи вас. А для этого вы, как минимум, должны достичь святости и просветления очевидным для мира образом. Наверное, тело таких людей не болит. Но вряд ли свое духовное устремление и развитие они посвящали этой цели — «чтобы тело было здоровым!» Для таких людей не телом, прежде всего, живет человек. И, конечно же, не такой заботой о себе, чтобы не ощущать малейшего дискомфорта.
Ни целостности, ни гармонии, ни здоровья — шопингом, ублажением себя, осознаванием своей личности и своей жизни вы не достигнете. Соответственно, степень огорчения и опыт бесполезности такой любви к себе возрастут.
И какая в таком случае разница между человеком, который пьет, курит и не хочет ничего осознавать, и человеком, проходящим регулярные чистки организма, балующим себя приятными вещами и регулярно развивающимся? А ведь, и в самом деле, разница не такая уж и существенная. И опыт, факты это подтверждают: болеют и те, и другие. Или еще удивительнее — не болеют от того, от чего положено заболеть, и заболевают на ровном месте самые хорошие и правильные люди. Это еще раз подтверждает, что наше прекрасное тело — это еще не все, не весь смысл бытия. Скорее, тело — это то, с чем в непосредственном контакте, так сказать, из первых рук мы можем говорить и узнавать что-то о себе и о мире. Мы можем, изменяя что-то в себе: в своем отношении, в своем поведении — или изменяя что-то в мире для себя, смотреть на реакции тела и как бы советоваться: «Хуже? Лучше? Так? Не так?» Но если нам нужно решить задачу духа — все знают: тело подвластно человеку и может потерпеть. Так женщины ходят с мозолью и кровавым волдырем на высоких каблуках, так терпят с детства спортсмены и танцоры боль в суставах, так мы посещаем зубных врачей и терпим уколы и многое другое. Поэтому становиться рабом тела нет нужды. Но важно понимать язык своего тела и всей своей телесности. Ведь даже чувства мы можем неверно назвать либо экзальтированно испытать по уму, но тело не даст соврать: дрожание, сжатие, потение, напряжение — все эти телесные проявления чувств тоже можно изучить как свой собственный телесный язык.
Каждый человек живет, как хочет. Кто-то губит свое тело и сознание. Кто-то пытается его защитить от вредного воздействия жизни. Но тело каждого человека приспосабливается именно к нему, к своему хозяину. И если мысли не пугают и не наводят панику, бросая человека в стыд и вину, то его тело, естественно, пытается приспособиться именно к тому образу жизни хозяина, который он ведет. И бросание курить — не меньший стресс для организма, чем начинание. Диеты вдруг — сильно травмируют здоровье. Еда с чувством вины за лишний кусок — отравляет организм. Даже изменение депрессивного состояния человека на более динамичное может ощущаться через дискомфорт на уровне организма. В итоге, конечно, тело приспосабливается к переменам, ведь оно наше материальное Я.
Таким образом, вера или уверенность в том, что правильный и здоровый образ жизни позволит избежать болезней и телесных неприятностей, — всего лишь иллюзия. Что еще хуже, эта иллюзия одновременно с обманом взращивает в человеке ту самую гордыню, о которой намекают в святых текстах. А расплата случается обычно еще в этой жизни в виде болезни тела и обязательно душевной пустоты. Ведь, чтобы так радеть за тело, нужно от многого отстраниться в этой жизни. А в этой отстраненности, само собой, водятся, как крокодилы, отчужденность и страх, особенно, страх смерти. Где же ему не быть — как в безжизненности. Чем меньше живешь — тем больше страшишься смерти. Чем меньше жизненности в человеке, тем грустнее, обиднее и опаснее ему явление смерти. И он ее не хочет даже называть по имени, не говоря уже о том, чтобы сознательно готовиться к смерти. Цепляние за жизнь своего «выхоленного» тела или тела, в которое было вложено столько лет труда и ресурсов, скорее, говорит об ограниченности жизненного пространства человека. Его ширь и глубь, его свобода, как внешняя, так и внутренняя, остались на поверхности и зажаты в рамки. Это могут быть как рамки сознания, рамки восприятия, так и социальные рамки. Конечно, таким людям страшно и жалко умирать — не поживши-то! Наверное, никому не хочется умирать, особенно, если жизнь удалась, и удовольствий много, и жизненность сама очень волнует. Но если жизнь так и не вышла за рамки телесного восприятия и телесного смысла, умирать будет не только жаль, но и ужасно, как в пустоту, не узнанную при жизни за пределами тела.
А про здоровье — шутка с долей шутки: «Если у вас ничего не болит — значит, вы умерли». Тело живое. И оно много чего испытывает благодаря органам чувств и такой сложной организации нервов, сосудов, клеточек. Тело своими симптомами направляет внимание человека к тем или иным ресурсам его развития. Важно внимательно замечать, про что, от чего или от кого возникает телесное напряжение. Телесная симптоматика и болезнь часто напоминают человеку либо о нем самом, либо зеркалят его стиль жизни, любо заботливо балансируют и комплексируют этот стиль. Если человек много времени игнорирует телесные симптомы — они становятся хроническими. Если по каким-то причинам стиль и дела жизни, способы регулирования человека важнее, чем болезнь — то тело либо приспособится, либо не выдержит. Тут важно быть чувствительным к себе. Не всегда выздоровление организма действительно человеку важнее.
Тело — это язык, очень близкий и индивидуальный. Это ориентир, мощный, точный и личный. Нужно знать, в каких случаях вы простужаетесь, а от кого у вас мигрень. Хорошо себя чувствовать означает внимательно исследовать свой дискомфорт и разгадывать его, а не ликвидировать, да еще и с помощью лекарств. Цель, сам путь человека, смысл этого пути гораздо больше, чем тело. Если бы ценность жизни была лишь в том, чтобы не болеть или быть здоровым — то жили бы мы в аквариумах по жестким правилам и были бы ближе к этой идее. Но, похоже, нет в этом нужды.
Болезни мутируют и не прекращаются. Отсутствие страданий ощущается как счастье только в первое время после страдания. А потом это самое безмятежное затишье воспринимается как тревожный перерыв во время бури. Наше возбуждение жизненности и поиск удовлетворения, периодически подгоняемые страхом смерти. Идея, или основа человеческой жизни, находится за пределами тела и даже психики. А тело и психика позволяют адаптировать глубинную основу к нашему дуальному миру, двойственному, амбивалентному существованию. К этому выводу могут привести простые наблюдения за собой и другими людьми. Например, телесно-больные, душевно(псих-)-больные живут нарушенные, но жизнь их происходит. Мощные системы жизнеорганизации — тело и психика — не позволяют таким людям полноценно входить в гармонию с пространством, но свой путь они осуществляют.
Когда болит тело либо болит душа (нарушена, расстроена психика), безусловно, есть причины этих болей и болезней. Будда (Гаутама) описал в своих четырех истинах о страдании обязательность в жизни страдания, их причин и указывающего на жизненный путь смысла этих страданий.
Поэтому основной тайной и смыслом болезней являются не их причины, а их цель — то, зачем болезнь существует и на что указывает, когда направляет человека.
Язык телесных симптомов, как и язык сновидений, очень индивидуален. Поберегитесь идти легким путем и открывать, подобно сонникам, таблицы телесных, психосоматических расшифровок. Вам может не подойти пиджак с чужого плеча. Стоит делать личные усилия и развивать осознанность и чувствительность к языку своего тела. Наблюдая за собой, синхронизируя свою повседневную жизнь с телесными реакциями, в диалоге с близкими заинтересованными людьми или со специалистами вы можете научиться этому языку, и тело станет вашим надежным союзником, болезни — сигналами, а не врагами. Много сочувствия и сострадания вызывают болезни тела, но не только тело есть у вас. Желаю вам целостности и полноты.
С уважением, Елена Баева
психолог, психотерапевт, тренер Московского
Гештальт-Института, руководитель ТЦ «Состояние»
Оценить статью