Жизнь как сон
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК или Жизнь как сон
Новый век, новое время, новые возможности. Но как определить новый путь? Конечно же, следует честно посмотреть вокруг, трезво оценить реальность, а еще лучше взглянуть по-настоящему в глаза самому себе. Обнаружить себя во всей красе и как-то к этому отнестись.
Вот я, человек XXI века. Я такой-то и такой. Я – активный и пассивный, лживый и правдивый, смелый и трусливый, моральный и развращенный, раздражительный и сдержанный… Вы непременно найдете здесь свой портрет. И скажете, удовлетворившись самопознанием: «Да, я такой!». Но это ли самопознание?
Все достоинства и недостатки – всего лишь внешние признаки современного человека. Все, что делает человек, и все качества, какими он действует, если честно признаться, – все случается с ним как бы поневоле. Это следует признать. И такой труд по познанию себя – уже победа и уже многое.
Детство определяет основные жизненные программы человека. Опыт побед и поражений помогает как-то передвигаться по черным и белым полоскам жизни. Однако все эти действия и ситуации с человеком случаются без его свободного согласия. Усердная работа по осознанию себя приводит к глубокому пониманию своей неосознанности в целом. В неосознанности проходит большая часть времени, совершается 99 % поступков, а о том, чтобы своевременно осознать движение собственных чувств и ощущений, приходится только мечтать.
Жизнь человека течет запрограмированно, по инерции, в силу привычек или сложившихся стереотипов. И если даже вы понимаете, что дальше бы не надо пить, курить, раздражаться и гневаться на близких, не следует повторять одни и те же ошибки, то реально сделать мало что удается. Происходит это потому, что воля подчиняется не вашему сознанию, а вашим противоречивым желаниям. Желания же возникают не из необходимости и целесообразности, а из сиюминутных порывов или, чаще всего, из страхов. Страх чего-то не иметь (безопасности, близости, удовлетворения) или, напротив, страх иметь снова что-то нежеланное (боль от отвержения, потери, угрозу для жизни). Все мысли такого человека, весь его головной компьютер обслуживает способы реализации этих желаний. А сами желания – взять или избавиться – рождаются по причине неуправляемости жизненными процессами. Внешние влияния воздействуют на человека без всякой меры. И, вместо того чтобы управлять своей жизнью, человек просто выживает: изворачивается, приспосабливается, борется.
Тот, кто способен пойти наперекор таким влияниям, как правило, в противовес выдвигает свои волевые усилия, свою волю. Но есть закон: чем больше сила действия, тем больше сила противодействия. Идея волевого сопротивления обречена. Любая сильная воля вызывает на себя мощное влияние сил окружающей среды, и, рано или поздно, человеческий предел наступает. Победа всегда кажущаяся. На самом деле человек затрачивает слишком много усилий и даже выглядит героем. Но цена такого героизма – либо полное уничтожение, либо полное истощение. И после одноразового подвига герой обычно уже ни на что не способен. Места великой борьбы в истории человечества и в антологии личной жизни политы болью, страхом, преодолением, а никак не единством человека и мира. Это места бесполезного выброса огромного количества энергии, а не соединения энергии ради развития, роста и созидания.
Что же не так? Дело в том, что воля вступает в действие вследствие отсутствия функции сознания. Сознание просто спит. И прекрасный инструмент сознания – воля – действует слишком усердно и часто разрушительно. Как же узнать, когда воля действует от сознания, а не от протеста? Например, Георгий Гурджиев видел это так: воля от сознания действует в соответствии с целостностью человека. Целостность определяется совокупностью многих маленьких «я» (разных образов себя, разных проявлений себя, разных мнений о себе). Целостное «я» есть индивидуальность человека, а не его личность. Воля индивидуального сознания свободна и разумна. Она видит всю картину человека и мира и поэтому способна не метаться и доказывать, а спокойно и стабильно поддерживать нужное движение – путь человека. Это происходит всегда без войны и чрезмерных усилий. Эмоции и желания такого человека подчиняются мысли и разуму. А тело, т.е. физическая жизнь, повинуется, в свою очередь, желаниям и эмоциям. То есть человек способен делать то, что он хочет, а все чувства воспринимает как сигналы, а не страдания. Например, страх – сигнал об опасности, радость – сигнал удовлетворения, интерес – сигнал к познанию, спокойствие – сигнал к отдыху, печаль – сигнал к расставанию, бессилие – сигнал к принятию, агрессия – сигнал к действию…
Как же пробудить сознание? Как проснуться современному человеку, действующему как механизм, как автомат, живущему большую часть своей жизни во сне? Следует обнаружить себя спящим. Обнаружить себя механическим. Этого будет вполне достаточно для хорошего начала. Необходимо наблюдать за собой и находить в себе признаки неосознанности. Холодным душем может быть картинка несоответствия собственных знаний о жизни и собственной повседневной жизни. Современный человек слишком много знает и слишком примитивно живет. В оправдание звучит фраза: «Я знаю, как надо, я все понимаю, но ничего не могу с собой поделать». Стоп! В этом месте следует остановиться. Остановить накопление знаний и информации. Вам самое время начать учиться ходить. Вы знаете, что лучше любить себя, чем не любить, что следует доверять жизни, что есть интуиция и она работает, что можно до старости сохранить здоровье и молодой дух, что можно обрести мудрость, а не маразм… Все это ваши знания. Но можете ли вы ими воспользоваться? Чтобы освоить знания, необходимо их детально понимать, проживать, чувствовать и ощущать. А как живете вы? Именно это несоответствие, если вам удается его обнаружить, может поломать механизм вашей жизни и начнет пробуждать ваше сознание. Вы поймете на практике, что бытие и сознание – вещи неразделимые. Невозможно обладать большим знанием, чем твои умения твоей повседневной жизни.
Возможно, жалко и страшно ломать в себе механического человека. И нет гарантии, что жизнь слаще, чем сон. Но если вы понимаете, зачем вам это, – вы это сделаете. Удачи!
«Ибо много званных, а мало избранных»
(от Матфея, гл. 22, стих 14).
Елена Баева
Оценить статью