По образу и подобию
По образу и подобию...
Крючок несовершенства прост,
Путь перфекционизма тернист –
И кому все это выгодно?
Если отношения с другими людьми можно прервать, то вряд ли можно избавиться от отношения к самому себе!
Человек начинает к себе как-то относиться с того самого времени, как начинает себя замечать. Вначале, в детстве, это принятие себя таким, каков есть. Потом, по мере социализации, это отношение к себе через призму социальной коррекции и ориентации, через то, каким замечают меня другие и как они ко мне относятся. И со временем, уже трудно определить, вследствие чего вырабатывается к себе такое отношение, какое оно есть на сейчас.
Самому себе можно нравиться или не нравиться, себя можно хвалить, ругать, критиковать, жалеть, развивать, улучшать. Можно всячески оценивать каждый свой шаг, наблюдать за собой, исправлять себя, позволять себе что-либо. Себя психологического можно лечить, кормить, чистить. Бывает, себе умиляешься, бывает, себя стыдишься. В общем - то любишь себя и принимаешь, то – ненавидишь и отвергаешь.
Конечно же, надо себя любить! Вот этим и займемся.
Любить себя – это действие в отношении к себе. А действие бывает направленным к кому-то(чему-то), исходящим от кого-то(чего-то) и выражается какими-то способами.
Итак, кто любит, кого любит и как любит? Кто это я?
Я – это «я маленький, каким я себя помню и чувствую из детства. Беззащитный, наивный, открытый ребенок»? Или я – «это тот я, которого только я знаю и никто другой меня таким не способен ни узнать, ни понять…»?
Ведь в зависимости от ответа и отношение к себе будет соответствующим, и способы любви…
К сожалению, пытаясь себя полюбить, люди занимаются зачастую тем, что либо судят себя строго, либо оправдывают свои слабости. И любовь превращается в судилище, после которого следует либо наказание в виде исправления, либо оправдание в виде попустительства.
Метафора суда здесь не случайна. Зачастую в кабинете психолога решаются вопросы: почему так со мной происходит? Виноват ли я? Или это не моя вина? Имею ли я право? Есть ли у меня права? И что я могу сделать для себя?
А вот причины таких сомнений и проблем, как это ни неожиданно, поддерживаются церковной концепцией изначальной греховности человека. Доктрина первородного греха, прочно сидящая в современном славянском (и не только) ментальном восприятии, осложняет отношение любви к самому себе. В лучшем случае себе можно обеспечить бесконечный ритуал прощения (за что только?!) и принять себя несовершенным, проще говоря, недоделанным или подпорченным, ну в общем, не таким, каким следует быть на самом деле. В худшем варианте себя следует самобичевать, останавливать в своих желаниях, стремиться сделать себя лучше. Это постоянное состояние стремления к совершенству, которое достигнуть при нашей-то грешной жизни, увы, невозможно, есть, между прочим, причина многих психологических проблем.
Подвох таких усилий очевиден – они бесплодны, т.е. бессмысленны. И только мощное повсеместное давление и держание в страхе могут заставлять выполнять этот сизифов труд смутное народное сознание. Кстати, именно эдакий конгломерат народности и соборности помогает существовать стереотипу греховности. Личное и индивидуальное сознание более ясно и очевидно чувствует бессмысленность и искаженность предложенной программы жизни: виноват и греховен изначально -> должен замаливать грехи и отдавать самоотверженно, все отдавать -> награда: прощение, посмертное!
Однобокость процессов: долженствования и отдача, - явно исключают вторую сторону медали нашего земного дуального естества: наличие возможностей(имею право, хочу, могу) и получение.
В первом случае все предопределено: твои жизненные ресурсы, хотя и достаточно обесцененные греховностью, все равно следует отдать. Кому вот только? Во втором случае, непопуляризуемом, развитие событий иное: жизненные силы и возможности свободны к применению по воле и желанию человека, к тому же, если не хватает, то можно еще попросить и дастся вам! Творите и радуйтесь! Но тогда возникает трудность в контроле за этими творческими свободными людьми! Поэтому массовое сознание всегда знает, как справиться с индивидуальным: страдайте от своей личной неполноценности, сомневайтесь в себе, бойтесь себя проявлять – вы уродливы и какие-то не такие, стыдитесь вида своего, своих слов и поступков, ругайте себя и блюдите, грешники. А что все это – признаки непринятости себя и страха перед собой – так это ваши личные проблемы.
И люди, почти инстинктивно, страшатся радоваться безнаказанно. Оглядка на долг(отдавание) – горестями и слезами – присутствует на любом празднике: «эх, будет, что будет, потом рассчитаюсь!» Счет таки предъявят за удовольствие и радость. Но кто? И дело тут не в балансе счастья – несчастья. А в том, что ориентация жизненной программы и позиции направлена или исходит из определенного образа бытия и прообраза человека. Здесь все сложно и одновременно просто.
Образы, на которые равняется человечество, можно менять. И, глядясь в новое кривое зеркало, человек уже действительно сам выстраивает определенную линию жизни, поведения, определяет одни ценности – главными, другие – запретными или вредными. Задается все до мелочей мода, внешний вид, нравы, обычаи, эстетика, красота, правила поведения, системы воспитания и образования, политический строй, научная парадигма. И все эти мелочи-атрибуты формируют и простраивают массовое сознание. Что, в свою очередь, влияет на определение индивидуального сознания каждого. Да, есть шанс противостоять, но такой маленький! Нужно быть либо героем, либо изгоем. Нужно иметь силу и веру. Силу, чтобы жить среди давления; веру, чтобы иметь, или искать, другой образ, свой идеал, который разоблачает ложность существующей образной системы.
Примеров в истории множество:
- из последних: образ человека Советского Союза и образ коммунистической системы;
- из ранних: средневековый религиозный человек и плоская тарелка земного диска;
- из древних: культовое сознание, знаки, символы и мифы, искажающие реальность чувств и отношений;
- восточнее: отказ от себя, стремление слиться с Целостностью, так ничего и не сотворив в своем бытии;
- западнее: примитивное животное обустройство жизни, ориентация на плоть, комфорт и эстетику для тела, сужение бытия в быт. Зато какой быт!
- в России: по-прежнему бунт! Блуждающая неприкаянная душа, которой не удается найти форму существования. И еще постоянное принятие на себя чужой образной системы бытия, где прообраз души вообще не предусмотрен. Немного поиграть в очередную игру бытия удается, но потом какая-то непредсказуемая сила(энергия) все взламывает, нарушает и опять поиск, страдая и скитаясь.
Образ славянской души жив. А сохранился он, как ни странно, благодаря пьянству и сказкам, ибо там логике неподвластная реальность…
Образы и подобия, которые управляют человеческой жизнью, сознанием человека, сознанием и жизнью общества – и есть золотые ключики Власти над… Энергия же всегда у человека!
Поэтому осознанное восприятие себя и своей жизни – это не только личное развитие, но и проявление той свободы воли, которая есть у человека изначально(а вот изначальность греховности доказана неубедительно!). Образы и подобия, иначе говоря, идеалы, законы, возможности – определяют и бытие, и сознание человека, и его быт, естественно. Мы подобны тому, во что верим.
А во что верите Вы?
Оценить статью