Люди и разноцветный мир
Разноцветный мир
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо?
В.Маяковский
Было бы просто, было бы ясно, если б наш мир был черно-белым. Если бы мы могли приписывать событиям только одно значение. Если бы думали, что Земля плоская и не существует никакой «обратной стороны Луны». И если бы нам на всю жизнь хватило детских представлений о добре и зле…
В какой-то момент жизни открывается сложное знание о том, что добрый волшебник отличается от злого колдуна только своим собственным, добровольным выбором. А дальше обнаруживается, что выбор этот можно делать постоянно. Мало того, его приходится постоянно осуществлять. Каждому человеку, а не только сказочным персонажам. А еще дальше человеку приходится сталкиваться с относительностью понятий о добре и зле. И все еще больше усложняется. Выбор становится похож на обоюдоострый меч. И одним махом можно сотворить два противоположных дела: одному благо, а другому — зло. И все это одним и тем же поступком.
Мы ищем системы ценностей, руководствуемся нравственным законом, договариваемся, что такое хорошо и что такое плохо. Но в глубине души знаем, что все это так ненадежно и так условно. И от этой невыносимой свободы постоянного выбора, от осознавания неоднозначности своих поступков, от сложных, и часто противоречивых, чувств к одному и тому же человеку или ситуации мы пытаемся сбежать кто куда.
Одни люди впадают в категоричность и начинают жить по жестким правилам. Структура и некий свой закон становятся для них определяющими. В любом действии и выборе. Такие люди принципиальны. С ними бесполезно и неинтересно спорить. Они стоят на своем. Для них есть только два мнения: «мое и неправильное». Такая ригидная система дает много устойчивости и ясности — и это плюс. Однако такие люди становятся заложниками собственных взглядов на жизнь, и им невозможно желать и хотеть — они всегда живут по принципу: надо. Нужно соблюдать правила выбранной игры и блюсти остальных. Политики, педагоги, врачи, военные, юристы и программисты зачастую живут такой жизнью. Самое опасное для людей этой груп¬пы — это чувства. Чувства рождают неуверенность и сомнения. Поэтому такие люди предпочитают либо вовсе ничего не чувствовать, либо обесценивать значение своих чувств и, соответственно, чувств других людей. Важным становится дело, цель, результат, а также контроль, власть, порядок.
Безусловно, жить в такой картине мира не удается вечно, и существуют сбои в программе и побочные эффекты. А именно, у таких людей часто возникают сложности в стабильной близости, у них проблемы в се¬мье — семья обычно есть, но все отношения формальные, основанные на независимости. К тому же, хроническая напряженность этих людей приводит их к специфическим способам расслабления — это либо алкоголизм, либо инсульт-инфаркт, либо вспышки гнева и другие аффектные состояния.
Другая группа людей, спасающихся от многослойности нашей жизни, — это люди растерянные и ничего не делающие. Они как бы остановлены в своем выборе и поражены тем, что все так непросто. Такие люди живут с вечным вопросом «и что же делать?». И задают этот вопрос всем вокруг. Но так никогда ничего и не делают, потому как до глубины души удивлены и даже испуганы неоднозначностью выборов и действий. Сознательная программа жизни таких людей идет по принципу: «не знаю, что и как». Но, на самом деле, вопрос для них заключается не в том, чтобы знать. А в том, чтобы как раз не знать той, второй, другой, противоположной стороны ситуации или человека. Такие люди не могут справиться со своим видением и буквально парализованы множеством возможностей, а также амбивалентностью. Осмысливая бесконечное число вариантов выбора и развития событий, эти люди становятся настоящими интеллектуалами. Но им всегда нужен рядом деятель — тот, кто сумеет сделать выбор и осуществить его. Предоставляя информацию, люди данной группы выражают больше, чем создают. Трансляция разных вариантов, чужих мнений и наблюдение за ходом событий — их основная задача. В разной степени этой группе людей свойственны бездействие и безответственность. Они редко берут на себя ответственность — скорее, распределяют ее и описывают. Являясь хорошими собеседниками, часто получают моральную и материальную поддержку именно за свои коммуникативные качества. Профессионально реализуются как работники СМИ, рекламщики, люди творчества и топ-менеджеры.
Сложности таких людей заключаются в постоянном переживании чувств по поводу упущенных возможностей. Они подвержены депрессиям, и им явно не хватает целебного уеди¬нения. Интимность их жизни часто становится достоянием общественности, и им не хватает пространства для развития внутреннего мира. Предоставляя внутренние ресурсы своей личности миру, такие люди нуждаются в опекунах и сочувствующих. Потому как зачастую про их жизнь можно сказать: «А воз и ныне там».
Следующий способ жизни более интегративный. Это двойная жизнь. И люди, выбирающие такой путь, — манипуляторы. Они не просто вовлекают людей в нужное им направление, они заодно и контролируют результативность этого движения. Это гибкие собеседники и строгие кредиторы. Профессионально это продажники, банкиры — все, кто связан с торговлей и деньгами. Такие люди хорошо осведомлены о разных сторонах жизни и человеческой натуры. Они не стремятся сделать все четким и ясным, наоборот — они играют на этих сложностях и являются мастерами полутонов. Их не впечатляет величие и многообразие мира, скорее они рады этому многообразию, т.к. оно дает им много возможностей осуществлять собственные желания. И если желание этих людей становится определяющим, то люди могут быть только средством его достижения. Такое функциональное отношение к людям может обернуться для представителей этой группы ощущением тотального одиночества по типу «одиночество в толпе». Такие люди имеют проблемы в области доверия и доверительных отношений. И часто превращаются в настоящих мизантропов.
Есть еще много путей упростить нашу жизнь, сделать ее подвластной сиюминутным желаниям, наладить иллюзию конт¬роля, чтобы справиться с ее хаотичностью, непредсказуемостью и масштабностью.
Можно веровать в объяснительные системы, можно бездействовать и наблюдать, можно искать свою выгоду… Но нельзя не ощущать, что вся эта жизнь богаче и шире, что она многообразнее любого нашего решения и выбора.
У человека есть время, отведенное ему на Земле. Свой путь. Возможно, что опыт человеческой жизни подразумевает как раз знакомство с разными сторонами бытия. Возможно, за одну жизнь человек может сменить несколько «образов». И тогда наступает время для парадоксальных вещей. Тогда возможно узнать в себе и злого, и доброго волшебника. И если вы выберете этот путь, то сложностью вашей жизни будет то, что она станет похожа на лоскутное одеяло. И проблемой станет предъявить это лоскутное одеяло людям. Ни рисунка, ни единой концепции, ни ответов на вопросы, почему, зачем и как сшиты эти разноцветные куски ткани вашей жизни. Такое одеяло не продать. Оно никому не нужно. Единственный толк в нем — оно может помочь вам ощутить это разнообразие красок жизни. Но нить его прядется риском и своим собственным опытом. Если вам, конечно, захочется тратить свою энергию и превращать стройные перспективы в пестрое «нечто». Ну а тем, кто уже утопает в разноцветных кусочках, рекомендую начать уже собирать их воедино.
С уважением, Елена Баева, г. Одесса
психолог, психотерапевт,
тренер Московского Гештальт Института,
руководитель ТЦ «Состояние»
Оценить статью