Старый чайник

Старый чайник На юге Китая жил некий любитель чая Фэн Чжен Шэн. Он собирал вокруг себя людей, они пили чай, любовались произведениями искусства и писали стихи. Для такого рода чаепитий требовался не обычный, грубый, а изысканный чайник. Тогда художники и гончары объединили свои усилия: одни взялись за написание иероглифов и изображение традиционного бамбука и сливы Мэй Хуа, а другие – за воплощение этих образов в глине». Так звучит история появления на свет чайника, созданного мастером Гун Чунем в 1514 г. и хранящегося в Гонгконгском музее чайной утвари. В хорошем чайнике должны присутствовать семь признаков: При легком постукивании крышкой по ручке звук должен быть высокий и чистый. Ручка, носик и крышка должны быть на одной линии. Правило отсутствия последней капли (при резком наклонении чайника обратно, когда из него льется вода, с носика не должно упасть ни одной капли). Прямая неперекрученная струя. Насыщенность окраски, без царапин. Внутри - отсутствие нехарактерного запаха и видимых повреждений. Герметичность. Проверьте: наполните чайник водой, закройте пальцем дырочку на крышке и наклоните. Вода не должна выливаться. Но самое главное – это то, что настоящий чайник должен обладать формой (син), душой (шень), энергией (ци) и образом (тай). Чайник работы Гун Чуня из музея истории Китая «Хотя чайники Гун Чуня в мире и не видны, Но прошлые поколения наслаждались ими, подобно облакам. Волшебные предметы чудесным образом появляются в этом мире. Весна вернулась, чтобы второй раз заблагоухать». Это стихотворение было написано в 1928 году, когда чайник работы Гун Чуня был случайно обнаружен на антикварном рынке. До этого времени считалось, что эти чайники утеряны во времени. Сегодня мы поговорим о чайной посуде и начнем, конечно же, с главного действующего лица в чайном действе - ЧАХУ - чайника. Чайники из исинской глины, используемые в чайной церемонии, производятся в местечке Исин, расположенном на озере Тайху. История исинской глины насчитывает не одно тысячелетие. В этой местности занимались производством керамики уже 5000 лет назад, свидетельством чего являются руины древних гончарных мастерских. На этой территории найдено 5 неолитических стоянок древних людей, а начиная с династии Хань (II век до н.э.) здесь находились гончарные мастерские. В период династии Тан (VII-IX век) тут располагались самые большие в Китае «печи дракона» для обжига посуды, занимавшие площадь более 700 кв.м. Согласно преданиям, начало производству было положено за 400 лет до нашей эры, когда крупный чиновник из государства Юэ по имени Фань Ли создал мастерские, за что получил прозвище Князь Красной Керамики (Тао Чжугун). Во время династии Сун исинская керамика вышла за пределы Исина, а при Минской династии уже была популярна по всему Китаю. Исин стал «столицей керамики» благодаря своим уникальным запасам цветных глин: жёлтых, красных, лиловых, зелёных и белых. Эти глины легко спекаются, давая плотный черепок, не пропускающий воду. Такой керамике не обязательно нужна глазурь. Исинская керамика – это, прежде всего, чайники из «лилового песка» и глин разных оттенков, которым даны красочные определения: цвет киновари, жёлтый, как холодное золото, кожа граната, кожа груши, орлиное дерево (аквилярий), жёлтая мальва и т.д. Пористые стенки такого чайника долго сохраняют в себе аромат чая, а пластичность материала позволяет придать чайнику самые причудливые формы: в виде плодов (персик), цветов (лотос), бамбука, пней, драконов. Если вы внимательно понаблюдаете за чайничком во время чайной церемонии, то обнаружите, что, несмотря на постоянное присутствие воды внутри и снаружи, он прямо на глазах высыхает, оставляя в носике блестящую капельку, демонстрируя уникальное свойство исинской глины. Эти чайнички не принято мыть моющими средствами. Их только ополаскивают. И чем старше такой чайник, тем выше он ценится. Ведь за долгие годы заваривания в нем чая он накапливает его аромат и вкус. И если в такой наработанный чайник вы зальете просто воду, то на выходе получите напиток с легким ароматом и вкусом того чая, которые заваривали в нем несколько лет. Чайники очень любят внимание, и если вы будете каждый день натирать его мягкой тряпочкой или кисточкой, то он будет блестеть на солнце, как драгоценный сосуд небожителей. По размеру такой чайничек должен умещаться у вас на ладошке. В эпоху династии Мин писали: «Маленькие чайники предпочтительнее. Каждый гость должен принести свой чайник и готовить в нем чай, если хочет получить удовольствие. Почему? Причина то, что маленький чайник хранит аромат и вкус чая и не теряет его». Бытовала еще одна теория: «Если ты пьешь чай один – ты можешь постигнуть истинное Дао; если два человека пьют чай вместе – они могут получить удовольствие; если три человека пьют чай вместе – они могут только оценить вкус чая; однако если семь или восемь участвуют в чае, это будет обозначаться как утрата чая (именно поэтому в чайных клубах принято, чтобы в чайном действе принимало участие не более пяти человек); питие чая наиболее приемлемо для культивации внутреннего в одиночестве». Такие теории расценивались как трактаты, раскрывающие истинную сущность чая, и они, несомненно, сильно повлияли на развитие чайной посуды. Из первоисточников узнаём следующее: «Один «белоногий» монах, живший в монастыре Динг Шу, очень любил изучать гончарное искусство. Кропотливо и медленно он создавал сначала простые, а потом и уникальные маленькие чайники, получая от этого процесса удовольствие. Господин Ву Ю Шан, студент, в год Джен Дэ династии Мин (1514) пришел в Динг Шу в монастырь на обучение. Его служащий Гун Чун также прибыл с ним и в свободное время стал обучаться у монаха искусству создания чайников из исинской глины. Он сделал чайник в форме старого дерева, которое находилось за храмом». Именно с этого чайника принято отсчитыаать историю маленьких чайников для чая, используемых и по сегодняшний день. Монастырей, в которых монахи почитают чай, в Китае много, и жаль, что мы не можем увидеть чайников, изготовленных «белоногим» монахом, но несколько чайников Гун Чуня сохранились до наших дней, и одним из них вы можете полюбоваться на страницах нашего журнала. За годы противостояния Китая и Японии искусство изготовления настоящих чайников понесло урон, но, начиная с 1949 г., оно опять начинает свое восхождение к вершинам. Один из чайников работы современного мастера Гу Дзинг Чжоу (1915-1992), названный «лучшим мастером всех времен», был продан на аукционе в Макао в 1997 г. за 65000 долларов. Это самый дорогой чайник современности. Работы мастеров Жианг Ронг, Кси Ксоу Танг, Ксу Ханг Танг, Йан Ксиан, Тан Куан Хаи оцениваются не менее чем 1000 долларов за один чайник их работы. Работы лучших мастеров, начиная с XVI в. и до наших дней составляют гордость коллекций музеев всех стран. Современные чайники часто имитируют исинскую керамику. Чайные мастера жалуются, что при этом теряется не только качество, но и уходит «дух» традиции, ведь в основе подобных действий лежит только соблазн наживы. Неопытному человеку трудно отыскать настоящий чайник среди множества посуды даже в Китае. © Евгения Макурина
Оценить статью -----
Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
НАУ обучает
* — Поля, обязательные для заполнения
Narodfarma
Совместимость знаков зодиака

cкоро в продаже

декабрь 2016г

Олег Владимирович ЕвтушенкоАстролог, ректор НАУ

Зеркало судьбы
Читать далее ...