• Астропсихолог Online
  • Геракл
  • Курс НЛП
  • Алгоритми долі
  • Красуня та чудовисько
  • Родосвет
  • 22 аркана
  • Спецкурс по Таро
  • Нумеролог

Каменное сердце

Каменное сердце Куда б ни полетел, Я окажусь в аду; Ведь ад — я сам… Все мы цепляемся за две несбыточные фантазии: веру в бессмертие и надежду на чудо или на доброго волшебника. Дж. Холлис, «Душевные омуты» В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель. Ницше, «Так говорил Заратустра» Жестокость не воспевают в стихах. Но книг, фильмов и животрепещущих разговоров о жестокости не меньше, чем о любви. Шепотом, с ужасом и возбуждением, мы проживаем свой интерес к этому состоянию. Человека влечет к испытаниям, а сильные эмоциональные впечатления обеспечивают эту возможность. В норме жестокость вызывает страх и отвращение. Страх сигнализирует об угрозе, отвращение — о нарушении меры. Что же приводит нас к проявлениям жестокосердия и почему люди так часто сталкиваются с этим явлением? По своей природе люди очень чувствительны. Чувствительность обеспечивает нам в жизни сверхспособности к выживанию. Это и наша защита, и ориентировка, и путеводная нить. В отличие от животных мы не можем похвастаться особенными физическими способностями — животные сильнее людей, быстрее, «инстинктивнее». Да, люди обладают высоким интеллектом, который позволяет быстро анализировать и просчитывать информацию, факты, опыт. Но вследствие своей универсальности интеллект может быть самодостаточной системой и работать сам на себя. Такое себе «чистое искусство», «искусство ради искусства». И поэтому ум, рационализм, интеллект могут быть враждебны по отношению к самому человеку во всей его целостности. Могут разрушать организм, доводить до истощения, подавлять инстинкт выживания, нарушать чувство безопасности. Диеты, спортивные нагрузки, целенаправленные рациональные расчеты довольно безжалостны по отношению к человеку и могут не соблюдать меру как в физическом, так и в психологическом смысле. Таким образом, природная чувствительность, которая сродни известной чувствительности животных в отношении погоды и различных природных напряжений (землетрясения, бури и т. д.), помогает сбалансировать работу интеллекта и является необходимой для того, чтобы человек чувствовал себя тем самым «высшим животным» или непосредственно человеком. Благодаря развитому уму чувствительность человеческой натуры позволяет лучше, быстрее и точнее узнавать окружающий мир и эффективнее к нему приспосабливаться. Это действительное преимущество человека, и оно оказывает человеку услугу быть в превосходстве над другими живыми существами. Если вспомнить, с чего в мире людей начинались важные отношения, которые потом меняли всю человеческую историю, то это, безусловно, были прорывы в области не анализа знаний, а интуитивного влечения в неизведанные области. Пионеры, т. е. первооткрыватели, отличались скорее алогичностью и неким безумием, фанатизмом и субъективизмом, вследствие чего подвергались осуждению и нападкам вплоть до уничтожения. И только спустя время, когда боязнь новизны и страх перед незнакомым, другим стихали, люди начинали пользоваться системой этих открытий. Итак, человек — самое чувствительное живое существо на Земле. И это позволяет людям быть впереди всех остальных животных. Но есть и обратная сторона этого явления. Именно сверхчувствительная природа человека делает его очень уязвимым. С психической точки зрения — самым уязвимым среди всего живущего. Ни одно животное не способно страдать, как человек. И люди пытаются бороться со своей чувствительностью, чтобы снизить боль от своих страданий. Так мы приходим к идее жестокости. Сердце ожесточается болью. Прекращение боли достигается через снижение собственной чувствительности. Опытный психотерапевт всегда знает, что психотравмирующие события в жизни человека приводят его к ожесточенному способу обращения с людьми или с самим собой. Мы стремимся в диалоге с нашими клиентами прожить эти травмы, чтобы сердце человека, его душа не закрывались навсегда от боли, обиды и страха. Чем больше родителей не любит и не понимает своих детей, тем более жестоким будет наше общество впоследствии. Общественные нормы и законы, способы наказания, социальные требования и затрудненная способность к толерантному отношению, принятию «инаковости» и прощению зависят от соотношения любви и жестокости в среде людей, от чувствительности и бесчувственности. Кстати, способность к финансовому развитию и наращиванию денежных потоков также связана с возможностью быть подвижным, открытым и чувствительным к ситуации и денежному движению. Консерватизм, цинизм и жестокость приводят общество к старению. Порядок, ответственность и дисциплина нужны в определенной мере, иначе тенденция к сдерживанию, накоплению и расчету погубит возможность что-то получать, двигаться и изменяться. Возможность сохранить открытость, позволить себе быть уязвимым и иметь способность изменяться требует, в свою очередь, определенных психоэмоциональных усилий. Так, приходится преодолевать свои страхи, которые в том или ином индивидуальном сочетании одолевают каждого человека, и взращивать в себе способность к пониманию, принятию и прощению. Трудно и то, и другое. Сталкиваясь со своими страхами, люди часто попадают в зону сильных сопротивлений, не дающих возможности двигаться дальше и что-то менять. При сопротивлениях, которые по большей части носят бессознательный характер, человек не может контролировать их течение. Ему нужна помощь другого человека, который не только окажет поддержку в формировании безопасности на этот период, но и поддержит мотивацию к движению. В психотерапии это называется балансом поддержки и фрустрации. И конечно, добрая тетенька или дяденька, в образах которых часто предстает психотерапевт, вынуждены не только утешать, но и напрягать, оставляя человека в диалоге с его главными мучителями — его страхами и его жестокостью. Как часто плачущие, страдающие и действительно нуждающиеся в поддержке и утешении люди при малейшем намеке на терапевтическое участие в зоне конфликта становились суровыми, сухими и заявляли о необходимости прекратить терапию из-за ее неэффективности или вследствие нехватки денег, времени, смысла и т. д. И как жаль, что для многих прохождение терапевтического контакта так и осталось невыносимым. Другая область встречи с реальностью, которая также лечит душу и дает нам возможность не окаменеть, — это смирение. Этапами этого процесса как раз являются такие душевные усилия, как встреча с «инаковостью», терпимость и прощение за несоответствие. Если понять другого и даже себя при длительном напряжении мысли и опыта мы можем, то принять, что такое бывает и так будет, — уже сложнее, а прощать — и вовсе непросто. Такая душевная работа продвигается лучше в диалоге с тем, кто стремится в этом же направлении встретиться с реальностью. Непримиримость не меньше, чем страх, ограничивает человека в его развитии и так же сильно причиняет ему боль и страдания. Мы защищаемся. И имеем все права и основания это делать. Но любопытство к самой жизни, жажда впечатлений и душевных переживаний являются достаточной и естественной основой для нового движения. И если вы замечаете, что душа ваша опустела, сердце сжалось и очерствело, радость и возбуждение вас не посещают и только боль и обида вспоминаются иногда как призраки прошлого, — значит, пришло время обратиться за помощью. Иначе ничего нового и другого в вашей жизни уже не произойдет, сколько бы вы ни терпели и ни ждали. Жизнь — это череда усилий. Лучше, чтобы они были сознательными, еще лучше, чтобы приносили радость и живые впечатления, а не походили на напрасный (сизифов) труд и бег по кругу. Отрицая страх, страдая высокомерием и обесцениванием, возлагая решение своих нужд на ближнего и создавая ложный образ себя, который функционирует в социуме как фантом, люди совершают преступление против своей души. Но парадоксально то, что с еще большей силой, чем сознание такой невыносимой жизни в пустоте и ограничениях, эти люди отказываются от изменений и помощи в этом направлении. И известный француз Бернар Вебер не зря сетует: «Свободный выбор человека — это его право решать, что делать со своей жизнью. И значит, право ошибаться. Право вызывать несчастья. Не отдавать отчета ни в чем и никому. Не брать на себя ответственность. И они не стесняются. Ах, пожалуйста, берегитесь этих страшных слов: "свободный выбор"». Взывать к милосердию бывает безрезультатно, но не бесполезно. Даже в просьбе о милосердии уже содержится порция живительной чувствительности. И даже если вам откажут и отнесутся к вам жестоко, ваше сердце в мольбе о милосердии раскроется изнутри и оживит вас. И тогда вы будете милосердны к самому себе. С уважением, Елена Баева, психолог, психотерапевт, тренер Московского гештальт-института, руководитель ТЦ «Состояние»
Оценить статью -----

Оставьте комментарий

Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Сколько будет 8 умножить на 4?


* — Поля, обязательные для заполнения
Обучение Астропсихолог Украина

Уже в продаже

Лунный календарь октябрь 2021

Олег Владимирович ЕвтушенкоАстролог, ректор НАУ

Затмения путь трансформации
Читать далее ...