Повседневная жизнь

Повседневная жизнь Здесь, на границе, листопад. И хоть в округе одни дикари, а ты — ты за тысячу миль отсюда, две чашки всегда на моем столе. Стихотворение времен династии Тан Бургомистр в известном кинофильме «Тот самый Мюнхгаузен» задумчиво произносит: «Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть!» — и мы мысленно соглашаемся с ним. Действительно, в том, чтобы каждый день без пафоса и позерства проживать свою жизнь, выполняя обыденную работу, есть некая доля героизма. И работа, и отношения, и житейские дела обретают стабильность и составляют нашу повседневную жизнь. Встретиться в обычной жизни с новизной и приключениями удается нечасто. Зато рутина, схематичность, привычки и давно известные вещи наполняют дни, месяцы и годы, обрекая каждого из нас на скуку и апатию. Вспомним возбуждение детей, их радость, активность и устремленность. Для детей вс¸ в жизни — в первый раз. Впечатленные новизной, они желают узнать еще больше нового, испытывают интерес и любопытство. Совсем другая картина жизни у людей с опытом, у пожилых. Их трудно удивить, и энергия интереса связана уже не с новизной, а с преобразованием, творчеством. Если нас ничто не радует, не впечатляет, не удивляет и не увлекает, мы начинаем скучать. А скука — это вежливая форма злости и неудовлетворенности. Многие люди с трудом мирятся с повседневностью и обыденностью в жизни. И, соответственно, пытаются с ними бороться. Выдерживать напряжение повседневности, когда не происходит ничего необычного или совсем ничего не происходит, приходится каждому человеку. Но все по-разному с этим справляются. • Кто-то терпит одно и то же устройство своей жизни, совершая каждодневные ритуалы, и мечтает в выходные, в какой-то из отпусков или когда-нибудь потом «оторваться» и зажить по-другому. Причем одни всю жизнь так и обходятся этими профилактическими мечтами, а другие и вправду срываются и воплощают в жизнь накопившиеся желания. И тут уж каждому свое: чрезмерное возбуждение выплескивается в экстремальных переживаниях, либо в сексуальных, либо в слиянии с природой. Важно, что в повседневности таким людям не хватает яркости, разнообразия, впечатлений. • Кто-то, наоборот, избегает напряжения обыденности и превращает всю жизнь в праздник, лишь бы не столкнуться с ощущением простой реальности и знакомого переживания «жить надо». Когда жизнь превращается в сплошной карнавал, это и правда интересно, захватывающе и хочется еще. Но обычные дела при таком раскладе делать сложно: с трудом соблюдаются границы, трудно договориться с людьми о конкретных вещах и на конкретное время, т. к. неизвестно, чем закончится очередной «фейерверк». А любая остановка и пауза на этом празднике жизни тут же заполняются серой скукой и будничной необходимостью. Такие люди боятся столкнуться с собственным опытом безрадостности, и им кажется, что они замрут, почти умрут без суеты и движения. • А кто-то игнорирует реальность каждого дня, впадая в иллюзии и фантазии чаще о прекрасном будущем, но иногда вспоминая прошлые события и идеализируя их при этом. Такие иллюзии и фантазии помогают не чувствовать недостаточности в том, что есть сейчас. Голод, обида и страх делают фантазии особенно чудесными. А чувство собственного бессилия может сделать такой способ защиты от реальной жизни устойчивым и надежным. И необходимо настоящее мужество, чтобы ощутить эту неспешную, почти неподвижную жизнь, в которой много свободы для движения и действия и часто мало собственных ресурсов для выбора и осуществления. И чтобы накопить эти ресурсы или найти их, как раз следует соприкоснуться с повседневностью и признать свое реальное положение в этом мире. Каждый день дает нам возможность узнать самого себя. Посмотрите на свои дни. Чем они наполнены? Сколько времени и на что вы тратите? Каким вы являетесь в это время? Когда, с кем и как вы оживаете? Что вы делаете и о чем думаете? И самая важная сторона этих вопросов: каким вы не бываете, что не делаете, о чем не думаете и на что не тратите время и силы? Зачастую важные вещи, которые необходимы нам для ощущения полноценности и для развития, мы исключаем из нашей повседневной жизни. Именно это делает обычную жизнь невыносимой и тягостной и обрекает нас на поиски невероятных ощущений где-то далеко, в концентрированном и гипертрофированном виде. Простая жизнь состоит из привычных вещей, повторяющихся в основе, и состояние нашей души, т. е. психологическое состояние, обусловлено разными закономерностями и вполне предсказуемыми влияниями. Здоровье, погода, атмосфера значимых отношений, характер и количество дел обеспечивают нам определенное знакомое напряжение независимо от уровня и стиля жизни. Это напряжение является фоном нашей повседневности, от которой никуда не деться. Нам хочется сбежать «далеко отсюда», изменить жизнь или хотя бы надеяться на перемены. Но существует присказка «От себя никуда не убежишь». И все дело в том, что именно наш внутренний мир окрашивает жизненный фон, события и ситуации. И чем больше внутренних конфликтов в душе, чем больше неудовлетворенных потребностей в ней скопилось, тем более повторяющимся и однообразным будет наше ощущение от жизни. Внутренний мир и субъективные переживания реальности значительно влияют на нас и создают таким образом определенное жизненное напряжение. Именно резонанс с внутренним миром заставляет нас чувствовать некоторые переживания, как будто раны. И мы вспоминаем, что «это уже было» и «так со мной бывает всегда». Безусловно, переживается такое внутреннее состояние очень часто как не свое собственное, а как воздействие среды и влияние конкретных людей. И именно такое восприятие, когда сила напряжения и ограничения воспринимается как внешний фактор, а не как внутренняя ситуация, приводит нас к ощущению безысходности, давления и становится тем, с чем приходится считаться и что нужно терпеть. Если мы упрямо не осознаем связь внутреннего мира с внешней (по отношению к нам) действительностью, то мы вынуждены пользоваться психологическими защитами. Попадая в мир психологических защит, мы уже не в состоянии распознать реальность, и часть ее остается неузнанной, незамеченной и, соответственно, вне нашего опыта и сознания. Простые, примитивные защиты, такие как отрицание, интроекция, вытеснение (забывание), засыпание (или внезапная потеря интереса), отреагирование через конкретные действия, позволяют упрощать, редуцировать жизнь и сводят нашу повседневность к состоянию выживания и структурированности, напрочь лишая ее всякого смысла. Люди, живущие такой жизнью, «не заморачиваются», им, казалось бы, неведомы «метания русской интеллигенции», они эмоционально скудны и внутренний их мир блокирован. Они не в состоянии наполнить душевным, психологическим контекстом свою жизнь. Они удивляются чужим переживаниям и стремятся избежать их в своем мире. Вытеснив и отменив все тревоги и волнения, они рады отсутствию болезненных ощущений и трепетно охраняют это состояние. Их дела и отношения становятся лишь имитацией жизненности. Душа их пуста и испуганна. В близости такие люди злятся, если другой человек пытается нарушить их мрачный покой, и, как правило, любой другой человек оказывается бессилен перед такой психологической защитой. Существуют и другие виды защиты: рационализация, проекция, ретрофлексия (и, как частный случай, самоанализ) и т. д. Они позволяют вести более сложный образ жизни, и, соответственно, внутренний мир таких людей — более запутанный. Вступать в отношения в этом случае интереснее. Но напряжение повседневности приобретает изматывающий характер. Сложно пробираться через дебри подмен и самообмана к самой серии переживаний. Цель та же: не встретиться со своими переживаниями и избежать осознания своего участия в формировании внешних ситуаций своей жизни. Можно никуда не ходить и ничему не учиться, если обратить внимание на себя и на связь своего внутреннего напряжения с внешней реальностью, причем в своей обычной, повседневной жизни. Но это сделать невероятно сложно. Все, чему мы учимся и что добываем путем разнообразных действий и поиском невероятных впечатлений, — это способность найти себя и ощутить именно свое отношение к жизни. Наблюдение за своей повседневностью дает возможность почувствовать вкус основного жизненного фона и главных психологических потребностей. Ищем ли мы любви, боимся ли мы мира, мечтаем ли мы о встрече с новым, желаем ли мы творчества — это все выражается в неуловимых моментах каждого нашего дня. Живите собой сегодня и не забывайте, что основной подвиг заключается в обыденном и повседневном труде над своим проживанием жизни. С уважением, Елена Баева (г. Одесса), психолог, психотерапевт, тренер Московского гештальт-института, руководитель ТЦ «Состояние»
Оценить статью -----
Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
НАУ обучает
* — Поля, обязательные для заполнения
Narodfarma
Совместимость знаков зодиака

cкоро в продаже

декабрь 2016г

Олег Владимирович ЕвтушенкоАстролог, ректор НАУ

Зеркало судьбы
Читать далее ...